lischita (lischita) wrote,
lischita
lischita

Category:

Самокатка И.П. Кулибина в масштабе 1\43 – от начала и до конца



Любой внимательный коллекционер, интересующийся процессом создания масштабных моделей транспортных средств и периодически знакомящийся на страницах книг, журналов, блогов с материалами о людях и мастерских их создающих наверняка подметил по сути один общий подход. Прежде чем создать хорошую копию, мастер или сотрудники мастерской изучают материал о копируемом прототипе, затем определяются с материалами и инструментами, необходимыми для ее изготовления ( не зависимо от количества создается одна копия или целый тираж), определяют кто будет над ней работать ( сам мастер, сотрудники мастерской или коллеги имеющий более богатый опыт или возможности)  и какие технологии использовать. С одной стороны это выглядит просто и понятно. Но так ли это на самом деле? Сегодня вы узнаете, какой путь иногда приходится пройти, чтобы превратить замысел – идею в прекрасно проработанную копию в масштабе 1\43.

Уже много лет помимо истории масштабных моделей автомобилей и мастеров – компаний их создающих меня интересует история создания самых первых колесных транспортных средств. Это очень увлекательно, знакомится с опытом разных стран, узнавать, как он формировался и изменялся на фоне мировых исторических эпох, потрясений. Как относились к новым изобретениям их современники, и что из работ мастеров ушедших эпох восхищает нас до сих пор. Безусловно, меня заинтересовали и работы наших российских изобретателей по созданию первых пассажирских самодвижущихся экипажей, Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова и Ивана Петровича Кулибина. Но не только в плане повышения собственных знаний, а и с точки зрения возможности создания масштабных моделей созданных ими транспортных средств.

К сожалению никаких чертежей и других изображений «самобеглой коляски» - первого в России безлошадного экипажа Шамшуренкова, созданной им на рубеже 1751-1753 годов мне найти не удалось, не смотря на то что я познакомился с двумя изданиями книги Евгения Ивановича Гагарина( 1) Гагарин Евгений Иванович, "Шамшуренков Леонтий Лукьянович 1687-1758", Москва : Изд-во АН СССР, 1963, 88 страниц, 2) Гагарин Евгений Иванович, "Шамшуренков Леонтий Лукьянович ", Киров : Изд-во О-Краткое, 2009, 96 страниц)  и частью материалов из «Сборника старинных бумаг, хранимых в музее П.И. Щукина ч.6 М. 1900 стр. 365-372 «Копия дела о самобеглой коляске 1751-1753».  Так же мало что известно о механизме, приводящем коляску в движение. Известен только принцип  – приводилась в движение стоящими на той же коляске двумя людьми. Тем не менее, в сети интернет существуют как минимум три разных изображения коляски  Леонтия Лукьяновича, называемые реконструкциями, на основании чего сделали их авторы пока понять сложно, тем более, если учесть тот факт, что изобретателю в течение его жизни удалось изготовить только один вариант.


Леонтий Шамшуренков под надзором офицера за работой (с картины художника Д. Б. Дарана)


Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( рисунок художник А. Перкальский)


Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( автор не известен)


Леонтий Шамшуренков и его модель «самобеглой коляски» ( рисунок автор не известен)


Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова из книги Мелентьев Ю.А. "Автопотострасти российской империи. Исторические очерки" - СПб.: Политехника 2005 год

В 2015 году в СМИ появилась информация -житель Яранска Александр Тушнецов воссоздал в натуральную величину «самобеглую коляску» своего земляка Шамшуренкова, правда движется она не благодаря мускульной энергии человека, а бензинового двигателя ( видимо Александр не любитель «крутить педали»).




Не смотря на то, что начинание Александра Тушнецова заслуживает большого уважения, созданная им конструкция это больше фантазия ( и в использовании материалов для воссоздании конструкции – это в основном металлические конструкции, а не деревянные, и относительно ее внешнего вида), чем попытка воссоздания. Однако в Яранске мало кого волнует вопрос исторической достоверности. Горожане по разным поводам с большим удовольствием катаются на конструкции Александра Тушнецова. Правда есть и ваналы, которым она не дает покоя ( на втором фото видно как в результате своего набега хулиганы попортили обивку).

В  2012 году заслуженный художник Российской Федерации Алексей Михайлович Кузнецов, проживающий в Тольятти, предложил установить памятник Леонтию Лукьяновичу Шамшуренкову. Для этого он в разработанном проекте воссоздал «самобеглую коляску», однако и макет столь известного мастера, тоже «фантазия на тему» и скорее только запутает  мало осведомленную публику, чем просветит ее.


Макет «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( автор А.М. Кузнецов)

Таким образом, при столь скудном количестве информации, можно сделать вывод – на данный момент создать правдоподобную копию  «самобеглой коляски» Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова не возможно, не смотря на то, что ее действующий прототип существовал в Санкт-Петербурге. Однако отчаиваться не стоит, насколько мне известно, краеведы из города Яранска очень активно занимаются поиском информации, связанной с  Шамшуренковым, возможно в будущем мы узнаем чуть больше об его безлошадном экипаже.


Как же обстоит дело с детищем Ивана Петровича Кулибина – самокаткой, разработкой которой, прерываясь на исполнение своих обязанностей «придворного механика» Екатерины II,  он урывками занимался с 1784 по 1786 годы, а построил только в 1791 году?


Портрет изобретателя Кулибина. 1818 год. Художник П.А. Веденецкий.

С информацией по Кулибину дело обстоит значительно, лучше, так как он все же не был простым крестьянином, как Леонтий Шамшуренков.  Наследием Ивана Петровича интересуются не только исследователи историки, ценят его и воры. В 2010 году Владимире милиционеры предотвратили попытку незаконной продажи чертежей, созданных русским изобретателем Иваном Кулибиным. Уникальные старинные документы были похищены из музея Волжской академии водного транспорта. Раритеты, к сожалению, подробной описи не прилагалось,  продавец оценил в два миллиона рублей.  В данном случае, оперативники выступили в роли покупателей и задержали преступника с поличным, сохранив все документы и вернув их музею. Надеюсь, подобное больше не повторится.

Сразу после смерти Ивана Петровича (в 1818 году) вышла в 1819 году в свет книга Павла Свиньина «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения», затем в 1909 году Василий Авенариус издал книгу «Первый русский изобретатель, Иван Петрович Кулибин : Биографический рассказ для юношества». Во времена СССР изданы книги Анатолия Лейкина «Портрет механика Кулибина», Юрия Малевинского  «Дороже всякого золота: Кулибин», Ивана Артоболевского «Русский изобретатель и конструктор Кулибин», Дормидонтова Н. К. и Раскина H. M., «Русский изобретатель и конструктор И. П. Кулибин», Игоря Росоховатского «Мост: Слово об Иване Кулибине», многократно переиздавались книги Николая Кочина «Кулибин», Жозефины Яновской «Кулибин» , с 2010 по 2014 годы четырежды переиздавалась книга для детей Марины Улыбышевой «Кулибин. Главный механикус России». А количество статей и упоминаний о работах и жизни Ивана Петровича не поддается никакому исчислению, их просто очень много как в отечественных, так и в зарубежных источниках .  Однако, не смотря на столь внушительный список изданий, хочется отметить, что самокатке Кулибина в них уделяется очень фрагментарное внимание. Дореволюционные авторы ни Свиньин, ни Авенариус не приводят ее изображения, ограничиваясь лишь кратким описанием принципа ее движения. В советских и постсоветских изданиях (книгах, эссе, статях) все авторы в один голос, с разной степенью точности, повторяют результаты исследования И.А. Ростовцева «Самокатка И.П. Кулибина», состоящее из 23 страниц, и изданное в 1935 году в альманахе Академии наук СССР «Архив истории науки и техники», вып. VII.  Именно благодаря усилиям И.А. Ростовцева и его отца художника А.А. Ростовцева мы с вами имеем возможность видеть изображение самокатки Ивана Петровича, воссозданное по немногочисленным и неполным чертежам и приведенным на них отрывочным описаниям.
И выглядела она не так, как ее изобразил в 1983 году художник Д. Бучкин, указав неправильный год ее создания 1796


А вот так:


Самокатка И.П.Кулибина ( реконструкция А.А. Ростовцев)

Никто из авторов, писавших о самокатке Кулибина, после Ростовцева не упомянул (не смотря на то, что он рассмотрел все эти варианты в своей небольшой статье), что существовали чертежи трех ее версий :

первая трехколесная, по замыслу Кулибина, приводившаяся в движении с помощью храпового механизма ,



вторая –  также трехколесная и в конце концов реализованная мастером в 1791 году с храповым механизмом и маховым колесом, потому что именно эта версия с маховым колесом могла двигаться плавно, а не урывками, как первая из-за особенностей храпового механизма



 и третья – четырехколесная, без описания механизма, приводящего ее в движение.



Единственно, в чем ошибся Ростовцев это в том, что И.П. Кулибин охладел к дальнейшему созданию самокаток, узнав, что подобные разработки велись за границей. Эту версию дружно в своих изданиях повторило множество из выше упомянутых авторов советского и постсоветского периода. На самом деле, в труде Николая Раскина, изданном в 1950 году и переизданном в 1953: «Архив Академии наук СССР РУКОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И. П. КУЛИБИНА» на ряду с известными Ростовцеву чертежами и заметками о самокатке, приведена записка Кулибина, датируемая 1817 годом, где он рассуждал о ее дальнейшем усовершенствовании. Это говорит о том, что Иван Петрович не забросил тему наземных транспортных средств, просто занимался ей не столь постоянно, в связи с отсутствием времени.

Найдя копии подлинных документов, ознакомившись, с выводами Ростовцева мне стало ясно, что только этот хоть и не бесспорный материал может помочь в создании копии самокатки Кулибина. В отличие от «самобеглой коляски» Леонтия Шамшуренкова это возможно!
Многие спросят, а зачем? Модели самокатки Кулибина уже существуют. В Политехническом музее в Москве, их аж две штуки! Все верно масштабные модели самокатки Кулибина существуют, и известны три разных экземпляра. Первая в масштабе 1\5 создана в 1978 году под руководством А.С. Исаева и находится в запасниках Политехнического музея в Москве, не экспонируется уже несколько десятков лет.




Самокатка Кулибина в масштабе 1\5 создана в 1978 году под руководством А.С. Исаева

Вторая также находится в Политехническом музее и после переезда открытых фондов в бывший музей АЗЛК, экспонируется в витрине наряду с моделями транспортных средств XVII-XVIII веков. Ее масштаб 1\10, создана она в конце прошлого века, прекрасным мастером Юрием Балейкиным.




Самокатка Кулибина в масштабе 1\10 создана в конце прошлого века,  Юрием Балейкиным

Третья в масштабе 1\43 небольшим тиражом производилась на Украине в середине 80-х годов прошлого века в мастерской «РАЗУМ» под руководством Шамиля Сабитова – единственной мастерской в СССР, уделявшей внимание копированию первых транспортных средств таких как «Автомобиль Яковлева и Фрезе», Benz Patentmotorwagen  и других.






Самокатка Кулибина в масштабе 1\43, создана в конце прошлого века мастерской «РАЗУМ» (фото предоставлено А. Юрченко)

Модели из Политехнического музея выполнены на высочайшем уровне, в основном использованы аутентичные материалы, какие, скорее всего, использовались Кулибиным при изготовлении реального прототипа в 1791 году, но существуют в единственном экземпляре. Копия в масштабе 1\43 хоть изготовлена небольшим тиражом из полистирола, найти ее крайне тяжело.  Все экземпляры модели находятся в частных коллекциях и раскиданы по миру. Единственно, можно по фото оценить ее качество и копийность, которое, к сожалению, увы, не на высоте, хотя некоторые авторы, часто использовали изображение этой модели, чтобы показать самокатку, а не копии чертежей или рисунки А.А. Ростовцева.

Получается, что наличие моделей никак не помогает нам в вопросе создания своей масштабной копии (ведь идея состояла именно в том, чтобы можно было поставить ее на полку дома, а не любоваться ею только в музее или на фото), потому что масштабные модели из Политехнического музея можно только сфотографировать и то не со всех ракурсов, обмерить их и подробно рассмотреть устройство не возможно, музейные работники это не позволяют сделать. А копия от «РАЗУМ» совсем не идеальна, чтобы на нее как-то ориентироваться.

Таким образом, получается, что если есть возможность воссоздать в масштабе 1\43 самокатку Ивана Петровича Кулибина, то действовать нужно самостоятельно, опираясь на данные И.А. Ростовцева как на самый полный и достоверный материал.  Чтобы сделать этот вывод, мне понадобилось найти, изучить все упомянутые источники, на что ушло около девяти лет. Естественно я занимался изучением не каждый день и не 24 часа в сутки, а когда появлялась возможность и свободное время, тем не менее, годы, чтобы завершить первый этап в построении масштабной модели – изучить и систематизировать информацию о ее прототипе.

Собирая данные о прототипе,  общаясь с мастерами, создающими масштабные модели, я конечно подыскивал будущего исполнителя, искал родственную душу, человека который, так же как я захотел бы воплотить мою идею в реальность.  Основная трудность, с которой на этом пути я столкнулся, заключалась в том, что множество мастеров в качестве материалов для создания копий транспортных средств используют полистирол, смолу или металл. Для масштабной модели самокатки эти материалы не годились. Необходим был человек, умеющий работать с деревом и не на уровне старых технологий, а используя все современные возможности (обработка, материала, лазерная резка, точное фрезерование и т.п.), так как предстояло изготавливать очень мелкие детали. Помимо умения обрабатывать дерево, мастер должен был правильно подобрать его породу, т.е. знать свойства материала, чтобы модель получилась крепкой, не рассыхалась и не деформировалась с годами. К, сожалению, такой человек очень долго не находился. Слишком множество нюансов необходимо было учесть, чтобы иметь смелость взяться за эту работу – создание копии самокатки Кулибина в масштабе 1\43. К тому же проект не сулил больших прибылей, однако, я уверен, при должном качестве исполнения, бесспорно, прославил бы мастера в коллекционных кругах! Тот, кто имеет терпение и ищет, всегда добьется результата, так произошло и со мной. Я нашел мастера аж во Владивостоке – Павел Ковалев. Прежде чем продолжить рассказать о процессе создания самокатки Кулибина, позвольте познакомить вас с человеком, который решился реализовать столь сложную задачу.

Инженер автомобильного транспорта – Павел Ковалев, появился среди плеяды российских мастеров – создателей масштабных моделей автомобилей в 2014 году. И появился ярко, предлагая коллекционерам копию «Дуксомобиля» высочайшего качества, созданную на основе архивных данных, из тех же материалов, что и прототип. Павел предложил две версии с поднятым тентом и без тента, в комплекте со вкусом подобранным боксом, с множеством мельчайших деталей, выделяющих копию среди продукции других производителей, мастеров и мастерских.



Создавать копии автомобилей начала XX века, особенно российского производства, очень сложная задача. Как правило, очень трудно найти достоверную информацию о прототипе, но даже преодолев этот барьер, необходима большая целеустремленность в сборке из готовых деталей окончательного варианта масштабной модели. Подобная работа сродни ювелирной, так как требует большой точности, усидчивости и сосредоточенности. Идея изготовить свою модель для публики, пришла Павлу не сразу. Основным толчком послужила любовь к технике, увлекшей его  с детства. Будучи ребенком, он пробовал воссоздавать интересный ему автомобиль или корабль из обычного пластилина, став старше, начал использовать для этих целей другие доступные материалы и их комбинации. Вторая причина – это увлечение коллекционированием масштабных моделей автомобилей в масштабе 1\43 и 1\8 отечественного производства. Без малого два десятка лет, он внимательно знакомился с работами, как промышленного производства, так и с продуктами мастеров одиночек и небольших мастерских параллельно накапливая  опыт реставрации настоящих автомобилей, изучая  методы работы  с различными инструментами, материалами, лакокрасочными покрытиями.  Настал момент, когда Павел Ковалев решил попробовать и сделать интересную масштабную модель для себя. Так появилась копия ЗАЗ-965 в масштабе 1\43, (эта модель выпускалась крайне малыми тиражами на Украине и была очень редкой, промышленная версия  вышла несколько лет позже в серии «Автолегенды СССР»). Чуть позже Павел повторил свой опыт и решил создать нечто более сложное, так появилась копия первого российского автомобиля «Яковлева и Фрезе» в масштабе 1\15.



Павел понял, что дело, к которому он стремится – создать собственную студию по производству масштабных моделей Российской Империи ему по плечу. На первых порах можно воспользоваться услугами коллег, пока лучше создающих фототравление, лазерную резку, создающих филигранно проработанные копий покрышек копируемого автомобиля, в дальнейшем, можно стать полностью автономным производителем и имея необходимое оснастку и оборудование, выполнять весь цикл работ! Однако чтобы мастерство увеличивалось и совершенствовалось, необходимо было начать создавать хоть небольшие тиражи для коллекционеров, выслушивать их замечания и пожелания на собственные предложения и проекты. Так в 2014 году появился проект «Дуксомобиля». Дело в том, что Павлу Ковалеву так нравится этот автомобиль,  что найдя несколько лет назад документацию по нему, он решил воссоздать его в масштабе 1\1. В настоящее время полностью готовы кузов, рама, часть колес, для продолжения необходимо финансирование, но если работы по полноразмерной реплике пока отложены. Проект по созданию масштабной модели, что так же очень полезно, для того кто строит большую реплику, уже почти закончен. Коллекционное сообщество очень высоко оценило работу Павла, некоторые коллеги отметили ее даже лучше признанных мэтров таких мастерских как Scale или Credo. Что конечно Павлу очень приятно, так как он буквально недавно сам восхищался работой этих производителей, а тут удалось выйти на уровень где-то даже их превосходящий.  Именно в этот момент я познакомился с Павлом, именно приобретая копию созданного им в масштабе 1\43 «Дуксомобиля», я понял, что самокатка Кулибина ему по плечу, главное чтобы ему это было интересно, а квалификации более чем достаточно.  Самое приятное для меня в этом сотрудничестве – Павла Ковалева не пришлось уговаривать! Он попросил имеющиеся у меня материалы и после непродолжительного их изучения выразил свою готовность работать! Я обрадовался! Мастер необходимой квалификации и увлеченный созданием копий транспортных средств Российской Империи нашелся!

Однако, любая работа в наши дни не может быть осуществлена без должного финансирования. Павел, как уже опытный мастер, сразу посоветовал выпустить тираж не менее десяти штук, так как именно в этом случае, цена одной готовой модели будет более доступной, нежели создавать копию в одном экземпляре. В наше время, когда существует оперативное общение с помощью форумов в сети Internet, задача найти единомышленников не такая уж и сложная. И я предложил открыть подписку на проект среди сообщества коллекционеров на двух известных форумах.  Разместили информацию о проекте, описали нашу цель, показали пример работы Павла (чтобы люди понимали, кто берется за изготовление будущей модели), предложили два варианта упаковки (обычный -  пластиковый бокс, либо бокс с деревянной подставкой и латунной табличкой). Время подписки мы решили ограничить двумя неделями. Предупредили, что все кто войдут в проект, должны будут внести предоплату. Это условие необходимо всегда, чтобы отсекать случайных зевак, записывающихся в разные проекты по созданию интересных масштабных моделей без твердых обязательств. Начался период ожидания.

Пока же обсуждалась конструкция самокатки. Если с ее линейными размерами вопросов не возникало, они приведены в статье И.А. Ростовцева ( длина около 4,5 аршин ( 1 аршин = 0,71 метра), ширина между наружными краями задних колес 2,25 аршина, высота от земли до верхнего края сидения пассажира 2,25 аршин ( у Ростовцева указано 21,25 аршин, но это скорее опечатка), диаметр ведущих колес 2 аршина), то по конструкции некоторых узлов они существовали. Действительно, если сравнить рисунки А.А. Ростовцева,



схему из книги польского автора Александра Ростоцкого,




рисунок опубликованный в книге Ю.А. Долматовского «Повесть об автомобилей» в 1950 году ( к сожалению мне не удалось установить кто его автор сам Юрий Аронович или кто-то из коллег художников, указанных в книге)



с чертежами И.П. Кулибина и моделями самокатки из Политехнического музея можно увидеть различие в конструкции крепления махового колеса. На первой серии схем и рисунков, показаны бруски с правого и  левого бортов, закрепленные на раме с помощью тяг (на фото выделены красным, а тяги указны желтыми стрелками). Эти бруски соединены между собой балкой в центре, в которой закреплена нижняя часть оси махового колеса. Именно эту конструкцию, правда, не очень удачно, попытались воплотить в своей модели мастера из «РАЗУМ» (центральную, соединяющую балку мастера из Украины забыли воплотить)



Если же обратить внимание на модели из Политехнического музея, то мы увидим, что боковых брусков нет, а нижняя часть махового колеса располагается на единственной балке, прикрепленной к раме с помощью металлических крепежей в четырех точках.


Самокатка Кулибина в масштабе 1\5


Самокатка Кулибина в масштабе 1\10

Эта конструкция не противоречит чертежам И.П. Кулибина, хоть они и не очень подробные.




К тому же конструкция, реализованная в моделях Политехнического музея, является более жесткой и надежной, нежели, та, что изображена на рисунках Ростовцева, Ростоцкого, Долматовского. Скорее всего, авторов первой партии схем и рисунков смутили пунктирные линии на чертеже Кулибина, где самокатка изображена в плане.



На чертеже нет ни балок, ни боковых брусков, но есть два пунктира. Однако, по нашему с Павлом Ковалевым мнению, пунктиром показано место креплений кресла  для пассажиров и только, а не боковые бруски с правого и левого бортов. Назначение этих брусков, могло быть чисто утилитарным, например, подножка, для удобства пассажира занять свое место в пассажирском кресле. Но судя по тому, что вся эта конструкция из брусков и балки, даже на рисунках первой партии крепится к раме всего в четырех точках, она слишком массивна и слабо крепится к основной раме, а значит, вряд ли могла существовать на самом деле, слишком ненадежна! Поэтому с подходом как воссоздать конструкцию этого узла мы решили согласиться, с мастерами из Политехнического музея. Той же позиции мы придерживались и при создании копии рулевого колеса, которое в описании и чертежах И.П. Кулибина отражено довольно не полно и схематически (на одном из чертежей выше выделено синей рамкой). А вот с конструкцией барабана (на последнем из чертежей выделена рыжим)  – коробки скоростей самокатки и одновременно ее эффективного тормоза мы с Павлом с мастерами Исаевым и Балейкиным не согласились. Дело в том, что мастера из Политехнического музея сделали барабан металлическим и с меньшим количеством «шипов-зацепов», которых на самом деле существовало три ряда, составляющих три окружности, на их моделях виден только один ряд (указано синей стрелкой).



По сути, данный узел являлся барабаном, изготовленным из дерева внутри которого размещались три деревянных колеса с «шипами-зацепами».



Первое, самое малое, жестко крепилось на ведущей оси самокатки и соединялось «пружинами в деревянных коробках со струнами, подобно репьям с цевками» ( цитата с чертежа И.П. Кулибина, расшифрованная И.А. Ростовцевым) с вторым колесом, которое также как первое со вторым соединялось с третьим. Именно благодаря такому устройству, барабан обеспечивал движение самокатки на трех скоростях вперед и ее торможение – достигалось за счет растяжения пружин, стремившихся сворачиваться. Т.е. чтобы затормозить, нужно было включить меньшую скорость и не давить на педали. Именно этим объясняется факт, подмеченный современниками «механизм самокатки сей был так остроумно устроен, что в гору она катилась скоро, а под гору тихо» ( из книги биографа Кулибина Павла Свиньина). Т.е. по сути в гору можно было ехать на самой быстрой передаче, а при спуске с горы «тормозить двигателем» или просто переключившись на низшую передачу тихо спускаться. Принимая во внимание все эти доводы, лучше было бы на масштабной модели воссоздать барабан из дерева, но из-за его небольших размеров, чтобы лучше передать его форму решили сделать его из смолы, но похожим на деревянный. Из дерева также же планировалось сымитировать и дисковые подшипники, впервые примененные И.П.Кулибиным для уменьшения сил трения, при движении самокатки. И последнее на что мы обратили внимание, на рисунках  А.А. Ростовцева и приведенных в книге Ю.А. Долматовского пассажирское сиденье имеет несколько странный вид.



Передняя стенка уже задней, что вряд ли было на самом деле (жаль что Кулибин не показал его вид сверху на одном из своих чертежей) , так как могло быть травмаопасным ( платье или нога пассажира могли случайно попасть в маховое колесо), поэтому на будущей модели решили пассажирское кресло по виду сделать, как показано на схеме из книги польского автора Ростоцкого, но вид сбоку, точно по чертежу Ивана Петровича Кулибина.    

По истечении срока подписки, набралось двенадцать участников, это оказалось отличной новостью! Не смотря на то, что модели еще не существовало,  коллеги нам поверили, хоть и открыли мы  подписку неосмотрительно в «День смеха» -  1 апреля 2015 года.
Павел начал проектирование отдельных деталей будущей модели, используя для этого возможности современного программного обеспечения.







Чуть позже по созданным чертежам и 3D  моделям, разместил заказы на изготовление фототравленых деталей, деталей из дерева и из смолы










7 мая 2015 года, начался процесс сборки шасси первой масштабной модели самокатки И.П. Кулибина из планируемого нами тиража.





1 сентября 2015 года, т.е. всего через шесть месяцев ( множество коллег знают, что подобные проекты иногда по разным причинам длятся годами, а некоторые совсем не реализуются и те кто их открывал и рекламировал, стараются не попадаться своим подписчикам в сети) Павел Ковалев собрал первую самокатку Кулибина из тиража в 12 экземпляров.














Первые же отзывы оказались восторженными. Всем очень понравилась работа Павла, появились коллекционеры, ранее не верящие в этот проект, а теперь желающие купить готовую модель. Но мы были верны слову. Тираж заявлен, изменения вноситься не будут, количество готовых моделей увеличиваться не будет.

В результате, Павел Ковалев создал в масштабе 1\43 прекрасно проработанную модель. Общее количество деталей 140. Из дерева (использовалось натуральное мелкопористое дерево – белый граб отечественного производства) 81 деталь – рама, колеса, боковины сидения и другое. Из латуни 52 детали – маховое колесо, педальный узел, набойки колес, кронштейны крепления, педальный узел, оси и т.п.. Из смолы 7 деталей пассажирское сиденье, шестерни ведущего механизма. В настоящее время все заказчики постепенно, получают свои экземпляры.

Так завершился интереснейший проект по созданию копии самокатки И.П. Кулибина, помимо радости от обладания прекрасной моделью были и грустные чувства, что проект с которым жил так долго, хоть и успешно, однако завершился. Но это ненадолго, ведь есть еще так много интересных транспортных средств, не воссозданных в масштабе 1\43, что при желании и упорстве, интересной работы хватит на всех.

Павел Ковалев, смотрит в будущее, он собирается развивать свою мастерскую, в планах на ближайший год начать производство копии «электроомнибуса Романова», ведется подбор документации по автомобилям Пузырева ( А28-35 и А28-40)  и ищутся способы повышения качества созданных масштабных моделей на более высокий уровень. Это очень импонирует, так как настоящий уже мастер не хочет останавливаться на достигнутом, так и должно быть!

Это прекрасно, что есть возможность, общаясь друг с другом, используя знания и умения друг друга, превращать свое хобби не в обычный процесс – покупки очередного экземпляра в магазине или на выставке продаже, а в увлекательное творческое и исследовательское приключение, ознакомившись с которым каждый из вас теперь может сказать,  что о созданной в 2015 году самокатке И.П. Кулибина в масштабе 1\43 можно рассказывать часами!      
Tags: Иван Петрович Кулибин, Леонтий Лукьянович Шамшуренков, Масштаб 1\43, Павел Ковалев, Ручная работа, самобеглая коляска Шамшуренкова, самокатка Кулибина
Subscribe

  • Малоизвестный Bugatti T56

    Все кто увлекается историей автомобиля, безусловно, знаком с маркой Bugatti. Спортивные автомобили Bugatti покрыли себя славой во множестве…

  • Случай с лотом 6572

    В продолжение своего поста тут . Получив первую партию моделей саратовского производства, мой коллега остался доволен. Конечно, посмеялись, над…

  • Подарок из СССР

    Как же все-таки причудлива жизнь коллекционера, никогда не знаешь что тебя ждет, какие новые знания вдруг свалятся на тебя после общения с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Малоизвестный Bugatti T56

    Все кто увлекается историей автомобиля, безусловно, знаком с маркой Bugatti. Спортивные автомобили Bugatti покрыли себя славой во множестве…

  • Случай с лотом 6572

    В продолжение своего поста тут . Получив первую партию моделей саратовского производства, мой коллега остался доволен. Конечно, посмеялись, над…

  • Подарок из СССР

    Как же все-таки причудлива жизнь коллекционера, никогда не знаешь что тебя ждет, какие новые знания вдруг свалятся на тебя после общения с…