lischita (lischita) wrote,
lischita
lischita

Category:

Автомобиль "Яковлева-Фрезе" в масштабе 1\43 от Credo



Високосный 2016 год постепенно завершается,  прошла в июле и дата, о которой кратко вспомнили вездесущие журналисты: 120-летие первого российского автомобиля «Яковлева-Фрезе». Некоторые из них даже посидели за рулем его реплики, созданной специалистами из газеты «Авторевю», рассказали как о ней, так и  о том кто разработал двигатель, ходовую и кузов первого реального автомобиля,  правда в основном цитируя материалы из первого тома  Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР» и других историков Советского Союза и совсем не хвастаясь новыми архивными открытиями по этому поводу. При поддержке компании VOLVO оказывается создан даже специальный вебсайт «120 лет автомобилю в России», правда он видимо еще находится в стадии наполнения информацией, так как что-то совсем не работает.))

Возможно, увидели свет юбилейные открытки, марки, настольные медали, юбилейные монеты, значки? Хорошо бы, однако не видел.  Не слышал я и о том, чтобы наше правительство наградило премиями или на худой конец скромными внедорожниками (как прославленных олимпийцев) ветеранов автомобильной промышленности нашей страны и сегодняшних передовиков этой отрасли. Хотя, это может быть не сделали потому что существующее автомобилестроение России не имеет ничего общего с автомобилестроением России конца XIX начала XX Века, абсолютно никакой преемственности.)) В общем прошла дата и ладно. Вспомним в очередной юбилей, нальем и закусим. ))

А вот нет, господа коллекционеры! Позвольте все же привлечь ваше внимание к этому юбилею, тем более есть повод - появилась еще одна копия «Яковлева-Фрезе» в масштабе 1\43.
В песочнице уже обсуждалась модель Вадима Дятленко тут.


Копия созданная под руководством Вадима Дятленко ( фото отсюда)

Мастер к сожалению не убедил многих своей копией, не смотря на то что на ее создание ( а это как минимум его вторая попытка воссоздать в 43 масштабе автомобиль «Яковлева-Фрезе») потратил серьезные средства, множество сил, доступную мощь автоматизированного проектирования, современного оборудования 3D печати и ручного труда ряда специалистов из разных областей. Однако, несмотря на конструктивную критику, по моему мнению, модель  «Яковлева-Фрезе» от Вадима Дятленко – это наиболее доступная на данный момент в 43 масштабе копия первого Российского автомобиля. Она единственная обсуждалась  в эфире «Первого Канала», правда в совсем не профильной программе. Как минимум четыре десятка моделей от Дятленко нашли своих обладателей,  в отличие от других известные мне от «РАЗУМ» ( 5 штук)  или о той, что сегодня пойдет речь ( в продажу поступило 9 штук, одна осталась у мастера в коллекции), совсем недоступны, по причине крайне скромных тиражей. 


Копия автомобиля "Яковлева-Фрезе" созданная мастерской "РАЗУМ" в 80-ые годы прошлого века

 Итак, представляю вам работу Вадима Нечаева (именно он автор всех масштабных моделей мастерской Credo).



Кому интересна история о том, как я искал контакт с Вадимом Владимировичем и рассказ о его мастерской и масштабных моделях  отсылаю к шестому номеру журнала «Гараж на столе» за 2011 год. В этом материале я лишь кратко охарактеризую его подход к созданию масштабных моделей.

Начинал свои попытки создания копий автомобилей Вадим Нечаев в 80-еы годы, сначала конверсируя те или иные экземпляры, а затем добиваясь наибольшего правдоподобия соответствия прототипу начал производство масштабных моделей автомобилей с нуля.  Все модели от Credo – это не продукт тиражирования ( т.е. когда создается мастер модель той или иной детали, затем, по мастер модели изготавливаются формы в которых отливаются из смолы или металла детали моделей, они окрашиваются и собираются воедино), а созданы как в небольшом автосборочном производстве. Т.е каждая деталь модели, как и у реального автомобиля, сначала изготавливается мастером из соответствующего материала, примененного на прототипе ( металл, дерево, кожа, стекло, резина, жесть и т.п.), а затем когда все детали готовы, они собираются воедино и получается копия какого-то автомобиля. Для создания следующей модели весь процесс повторяется заново. Именно поэтому тиражи небольшие 3-5 штук. Более того, чем выше рос профессионализм мастера, тем больше становилось подвижных элементов (поворотные элементы передней подвески, действующие тенты, открывающиеся двигательные отсеки, двери и т.п.), при этом ажурно выполненные модели крепки, и не разваливаются, так как детали соединены между собой очень прочно.

За несколько десятков лет Вадиму Владимировичу удалось создать около тридцати различных моделей, среди которых выделяется его любимая тема – автомобили России конца XIX начала XX века. Поэтому не удивительно, что когда по сути уже состоявшемуся мастеру Нечаеву поступило предложение изготовить копию первого российского автомобиля «Яковлева-Фрезе» в масштабе 1\10, он согласился. И долгих два года с помощью обычной дрели с различными насадками и набора напильников трудился каждый день на своем верстаке в квартире, тщательно изготавливая каждую деталь будущей модели (а их получилось 2000 штук) автомобиля, которому в этом году исполнилось 120 лет.


Копия автомобиля "Яковлева-Фрезе" созданная Нечаевым в 2006 году, масштаб 1\10

Что интересно, подход Вадима Нечаева, кардинально отличается от подхода любого макетчика, создающего модель. Прежде чем изготовить ту или иную деталь он должен знать не только ее параметры ( материал, размеры, цвет и т.п.) , а и  ее назначение и место в будущей конструкции. Особенно это относится к автомобилю «Яковлева-Фрезе». Ведь до наших дней дошло только два его подлинных изображения (на которых, например, не видно, что и как устроено в двигательном отсеке). Чертежи в различных журналах, и даже реплика – это все продукты творчества инженеров  СССР и сегодняшнего дня и некоторые из них, к сожалению ошибались. Например, достаточно простой вопрос, какова должна быть колея колес автомобиля? Нечаев, логически рассуждая, отвечает  – равной телеге или любого конного экипажа тех лет. Ведь перемещаясь по дорогам общего пользования тогдашней России, он должен был попадать в наезженную колею, а не быть шире или уже, тогда просто было бы не комфортно передвигаться на большие расстояния. По моему достаточно убедительно, нет? К сожалению, у реплики, воссозданной специалистами  «Авторевю» этот параметр больше, она шире.


Реплика автомобиля "Яковлева-Фрезе" созданная специалистами "Авторевю", фото сделано мной 17 сентября 2011 года, на "Олдтаймер галерее Ильи Сорокина"

Другой вопрос, почему деревянные спицы колес модели автомобиля должны быть красного цвета? Ведь на черно-белом фото прототипа не видно красный это или, например, зеленый. Опять есть логическое объяснение – их даже два 1) ямщики часто красили колеса в красный цвет, чтобы отпугивать собак, правда не подозревая, что они его не видят и 2) красными колеса могли быть из-за того что их деревянные спицы окрашивали суриком, что значительно продляло срок их эксплуатации.

И такой подход распространяется Нечаевым на каждую деталь. Изучая литературу, делая выводы, проверяя гипотезы, постепенно все больше и больше Вадим Владимирович погружается в конструкцию, типы соединения деталей между собой, материалы из которых они могли быть изготовлены. Таким образом, десять лет назад появилась копия «Яковлева-Фрезе» в масштабе 1\10, с полной имитацией двигателя до мельчайших деталей (поршень двигался в цилиндре), скорости переключались, тормоза и ручной и ножной работали и многое другое.

Закончив такой сложный и кропотливый проект Вадим Владимирович, после небольшого отдыха, получил новый заказ собрать кит модели Mercedes-Benz 540K от известной фирмы Pocher. Он не просто собрал его, а превратил в шедевр, добавив к ее стандартной комплектации множество новых деталей (модель стала состоять  из почти  5000 деталей)!
Мастерство Нечаева признали не только в нашей стране, но и за рубежом.  Тут можно увидеть подробные фото собранного кита.


Из кита суперпроработанная модель в масштаб 1\8

Однако работая с большими масштабами Вадим Владимирович хотел продолжить создавать новые масштабные модели в масштабе 1\43. И в своем следующем проекте он решил повторить большую часть работ, выполненных при создании модели «Яковлева-Фрезе» в 10 масштабе, но уже в более мелком в 43, тем более, что теперь он приобрел себе небольшой токарный станок. Не раскрывая своих идей и желания коллегам коллекционерам, он трудился пять лет и вот в год 120-летия прототипа ( это получилось случайно, однако может это судьба) увидели десять экземпляров  копии автомобиля   «Яковлева-Фрезе» в масштабе 1\43. Каждая копия состоит из 1500 деталей.

Рама и другие элементы кузова выполнены из дерева, в зависимости от выполняемой функции использовались бук, сосна и бамбук. Для изготовления плоских деталей кузова использовалась фанера толщиной 0,6 и 0,9 мм. Стальные уголки на полу кузова модели из стали, к кузову они крепятся посредством мельчайших клепок.


Использованные металлы: сталь, латунь, бронза,медь, серебро, алюминий, чуть-чуть золота (контакты). Фототравленые детали отсутствуют. Например крылья у модели не отшампованы, а на верхнюю поверхность припаяна тонка проволока, для воссоздания рельефа, затем покрашены в черный цвет, а на рельеф приклеена красная декаль, для придания ажурности. Ручка по левому борту модели выполнена из латуни из трех деталей на токарном станке, тоже самое относится к ручкам управления и переключения скоростей, а также клаксону.


На фото видно крыло


Ручка, сидение, элементы управления, переключения скоростей

Для мягких подушек сидения использована натуральная кожа, а для мягкой спинки – натуральная ткань.
На модели открывается отсек двигателя (ручки на задней крышке рабочие, т.е.  ими можно запереть двигательный отсек, сама крышка склеена из фанеры, причем очень прочно с использованием технологии «шип-паз» ),


Ручки на отсеке двиагтеля и опущенный тент


Тент поднят

тент из ткани складывается ( может быть зафиксирован в разложенном положении), поворачиваются передние колёса.  Присутствуют на модели и реактивные тяги (выполнены из стали), которых нет на копии Вадима Дятленко.


Повернутые колеса


Реактивные тяги

Кстати на модели Дятленко отсек двигателя имеет всего одну запорную ручку и если предположить то, как он открывается, получается, что как дверцы в обычном шкафу. При такой конструкции доступ к двигателю минимален, что не очень удобно. Однако именно так выполнили доступ к двигательному отсеку специалисты «Авторевю», в Вадим Дятленко сразу позиционировал свою модель, как максимально точная копия этой реплики. Мне же ближе версия воспроизведенная Нечаевым.


Двигательный отсек у рекплики


Двигательный отсек у модели Дятленко


Двигательный отсек у модели Нечаева

Идем далее, у модели Нечаева работают ручной тормоз и скоба на нём ,причем тут Вадим Нечаев  воссоздал интересный элемент конструкции автомобиля «Яковлева-Фрезе» на который многие макетчики не обращали внимания.


Видны ручной тормоз, ручка газа и педаль ножного тормоза

Когда рычаг ручного тормоза опускается, с его помощью не только колодки прижимаются к ведущим колесам, тормозя автомобиль, но и опускается ручка газа и сбрасывается его скорость. Если ручной тормоз отпустить, то опять появляется возможность газовать или увеличивать скорость транспортного средства. На модели работает и ножной ленточный тормоз на главном приводном валу (при нажатии педали натягивается лента).

Приводные цепи ведущих колес подвижные, изготовлены из серебряной цепочки, которую перед установкой на модель пришлось зачернить.
Поворачиваются рычажок опережения зажигания, выключатель зажигания, ручки переключения скоростей. Причем и тут Вадим Нечаев разобрался в конструкции «Яковлева-Фрезе». Как мы видим на модели воссоздано две ручки. Одна предназначалась для снятия фиксации конуса, который прижимает шестерню ведущего вала к шестерне выбранной передачи. Вторая непосредственно для переключения передачи. Таким образом, процесс смены передачи предполагается следующим: поворачиваем первую ручку (конус свободен), поворачиваем вторую ручку (передача выбрана), опять поворачиваем первую ручку (конус зафиксирован) и движемся на выбранной передаче.  Кто-нибудь до этого знал об этом?
К сожалению, не смотря на то, что на модели присутствуют и подвижные прижимаемые шестерни, шкивы  и  конус (сделан из бронзы), закрепленный на главном валу, передачи переключить ручками не возможно, так как сам конус не перемещается, а крепко закреплен, очень все детали мелкие))

Переходим к отсеку двигателя.




Маховик можно прокрутить, поршень двигается в цилиндре. Внутри двигательного отсека все шланги системы водяного охлаждения резиновые с хомутиками. Ручки сливных краников на резервуарах радиатора и карбюратора поворачиваются. Масленки в двигательном отсеке выполнены из чешского бисера №12 (очень мелкий, в нашей стране его сложно найти)



Процесс изготовления маховика двигателя


Фрезерование картера двигателя


Двигатель модели

Колеса собраны из 110 различных деталей, спицы и обода деревянные, каучуковое покрытие (сначала отливалось, потом обрабатывалось – очень трудоемкий процесс, так как каучук плавится при обработке).


Детали колес модели

Шестерни на задних колесах прикручены с помощью дуг и гаек, зубья в них запрессованы, также как и на ведущих звездочках, прикрепленных к рамке кузова.


Запресовка зубьев на шестерни ведущих задних колес и ниже готовые детали



Корпуса передних фонарей выполнены из вороненой стали, остекление – органическое стекло очень тонкое. Внутрь вмонтированы чип-свтодиоды. По левому борту установлены геркон и чип-резистор. Провод тончайший, но многожильный ( благодаря этому не хрупкий) протянут от фонарей внутри кузова модели, мы  его не видим, а он есть))

Рядом с моделью мы видим фигурку человека. Как объяснил сам мастер, выполнен он по «методу Микеланджело»  - величайшего итальянского архитектора, художника, скульптора, философа и прочее эпохи Возрождения, т.е. от куска скульптурной глины отсекли все не нужное. Раскрасили, добавили пенсне со стеклами, придали лоск, вручив ему тросточку))).
Многие спросят, зачем эта фигурка? Лишнее все это украшательство для и так достаточно серьезно проработанной модели. К чему лишняя работа? Оказывает все не так просто. Эта фигурка имеет и техническую функцию. Повернув ее вокруг оси, и введя в соприкосновение с моделью, мы включаем систему «геркон-чип резистор – чип светодиод» и фонари впереди загораются!



Отведя фигурку в сторону, мы систему выключаем и фонари гаснут. Питание системы две тонки батарейки, находящиеся под кожаным сиденьем модели.

Бокс  для модели был приобретен в Санкт-Петербурге, на подставке Вадим Нечаев воссоздал торцевую деревянную брусчатку Санкт-Петербурга , по которой в тогдашней столице России мог ездить прототип  автомобиля «Яковлева-Фрезе».


Заготовка брусчатки на подставке

Крепление модели к подставке разработал сам Вадим Владимирович, найдя довольно изящное решение и в этом вопросе. Задняя ось модели вставляется в паз небольшого постамента из оргстекла, а клипса на переднем постаменте фиксирует переднюю ось. Таким образом, модель прочно закреплена и нет нужды дырявить ее кузов болтом или саморезом.


Видна клипса, фиксирующая модель

 Вот такая копия «Яковлева-Фрезе» в масштабе 1\43 вышла в свет в год 120 летней годовщины ее прототипа.  Для того чтобы владелец мог изучить все ее нюансы, Вадим Нечаев, приложил к каждому экземпляру увеличительное стекло с подсветкой.



Конечно,  видеть ее воочию, наслаждаться всеми изюминками смогут только девять коллег-коллекционеров и сам мастер. Может кого-то это  расстроит, а может кого-то вдохновит на создание еще одной версии, интересной по-своему. Время покажет.


Tags: credo, Масштаб 1\43, Ручная работа, Яковлев-Фрезе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments