lischita (lischita) wrote,
lischita
lischita

Category:

Подарок из СССР



Как же все-таки причудлива жизнь коллекционера, никогда не знаешь что тебя ждет, какие новые знания вдруг свалятся на тебя после общения с коллегами или какие новые раритеты тебе подбросит случай. Конечно все это происходит из-за того, что никто из тех людей, что создавали масштабные модели в СССР , не вел достаточного учета модификаций и разновидностей, покидающих цеха предприятий. Ведь что производили? Ширпотреб, забаву, так зачем обращать не все это внимание? Это теперь коллекционеры масштабных моделей,  особенно, те, что подбирают номерные экземпляры ВАЗов, ГАЗов, Москвичей и др., выпущенных в Саратове по крупицам восстанавливают историю производства и пытаются отделить «зерна» от «плевел». Описывая, что конкретно и когда выпускал завод, а что более похоже на поделки ушлых дельцов, пытающихся за хорошие деньги продать очередной «раритет». Тоже самое происходит и с моделями Элекона, дотошные коллекционеры разыскивают копию, выпускаемую в определенном цвете или с определенной декалью. И множатся слухи, интересные и таинственные истории)))

Мне казалось, я уже многое знаю о копиях первого автомобиля СССР АМО-Ф-15. Тут и Тут все изложил,  а оказалось нет)))) есть еще интересные факты, которые особенно никто до сих пор не осветил.

Началось все полгода назад, когда один из моих коллег, узнал, что в Великобритании подается довольно большая коллекция масштабных моделей автомобилей, которую ее хозяин формировал с 1960 года прошлого века. Реализовывали, конечно, наследники. Среди копий автомобилей от Corgi, Matchbox, Dinky, Lessney и других производителей, обнаружились и масштабные модели из СССР. Представители коллекционера решили продавать сразу и много, поэтому все модели примерно комплектовались по темам и выставлялись на один «Живой аукцион» (Live Auction) по 4-8 штук в лоте. Т.е. можно было приобрести набор, а не конкретную модель. Т.е. как в СССР нужна вам черная икра, без вопросов, но в наборе в пятью банками "бычков в томате" и полкило соевых батончиков или фруктовых ирисок)) В общем мой коллега позарился на один набор и попросил меня помочь ему с переговорами и торгами. Я не знаю почему такие торги называют «Живой аукцион», живого тут ничего нет, в обычном нашем понимании ( торговаться до последнего, эффектно поднимая цену))  ). Тут все было просто, делаешь свою максимальную ставку и ждешь письма. Мы все сделали, ждем. Получаем письмо, что победили, кстати вопреки моим ожиданиям, цена была выше старта, но ниже нашей максималки, что радует, значит все же подобие торгов имело место. Хорошо, мы рады и довольны, оплачиваем сформированную цену + 25% за услуги аукционному дому + доставка и упаковка, к нам, в Россию и ждем. Приходит посылка. Из всего набора, а там значилось пять номерных саратовских моделей, две модели питерского Двигателя: ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и одна АМО-Ф-15 от Элекон. Коллега решил забрать конечно необходимый ему Саратов, а три грузовика из СССР подарил мне с благодарностью за помощь. Я поблагодарил, хоть и не помогал за эти модели,  а так ради дружбы и интереса. Модели взял, думая пустить их в дальнейшие обмены или на «конверсии». Принес домой и отложил до случая. Через неделю ко мне обратился коллега, подыскивал недорого донора АМО, собирался сделать какую-то переделку. Я ответил да есть, он как водится попросил фото, чтобы оценить наличие или отсутствие тех или иных деталей. И вот вчера я наконец нашел время это сделать.


Полученная из Великобритании модель АМО-Ф-15

Открыл коробку с АМО и ахнул)) Ни о какой теперь высылке ее в качестве донора для переделки не могло быть и речи! Я держал в руках, ранее совсем мною нигде невиданное!!
То, что у модели, был хромированный радиатор, хромированная эмблема АМО и хромированные фары, говорило о том, что эта модель из первых тиражей.


Хромированная решетка радиатора, эмблема АМО, фары, ручка стартера

Но у модели оказались хромированными еще ручка стартера, руль, рычаги и клаксон. Про то, что эти детали хромировались, я даже не знал. Видимо хромировали все пластиковые детали кабины сразу, что в принципе логично, но на моделях я этого не встречал ни разу. Однако самое главное отличие – это колеса! Они были сделаны совсем по другой пресс форме. Отсутствовали осевые вставки.


Сравнение колес, модели раннего и позднего выпусков, так же виден хромированный руль


Передние колеса вблизи, также видны хромированные рычаги и клаксон


Задние колеса

Вы можете сказать, что странного, модель старая, они могли потеряться. Однако все сразу вряд ли, а те, кто хоть раз разбирал элеконовскую копию АМО-Ф-15, подтвердят, что без этих вставок колеса не осях не закрепятся! Ведь отверстия в колесах гораздо больше тонкой оси и соответствуют внутреннему диаметру этих вставок. А на этой модели видно, что вставки сымитировали сразу на колесе! Получается у первых моделей АМО-Ф-15 от Элекон, конструкция колес была другой, не та, что появилась позже. Почему отказались от перового варианта сказать сложно, нужно общаться с разработчикам, а кто они точно М.М. Лисевич, Х.Г. Гарафеев,Б.Х. Валиев, А.Ш. Шалмович, В.М. Талаков, А.А. Малихов, А.Ш. Пазин, Н.А. Завьялова – это все инженеры Элекон в разное время занимающиеся выпуском масштабных моделей в Казани, и где они теперь сказать трудно. Возможно крепление колес без вставок, плохо переносило транспортировку ( колеса соскакивали с осей), или тяжело осуществлялась сборка ( необходимо было сверлить отверстие малого диаметра, а в случае со вставками этого уже было делать не нужно) сказать сложно. Известно одно, тот тип колес, что вы видите на фото, не прижился и его заменили. И видимо в это же время, в целях экономии уменьшилось количество хрома ( он пропал с покрытия руля, ручки стартера, класкона и рычагов, а затем и с эмблемы, радиатора и фар). Сиденье тоже стало черным, а не желтым, имитирующим дерево.


Хорошо виден цвет сиденья в кабине



Днище модели

Еще момент, если бы на колесах первых моделей АМО-Ф-15 присутствовали вставки, как на поздних, мне кажется, их бы на Элеконе также покрыли хромом!  Сколько сделали моделей в таком исполнении и с таким креплением колес, мне сказать сложно. Знаю одно, встречаются они редко. Повторю, я до сих пор не видел ни одной. А коллега в Великобритании, из чьей коллекции попала ко мне эта модель, видимо был крутым коллекционером и благодаря своим связям получал новинки из нашей страны, мгновенно после их появления, как ему это удавалось, теперь никто не скажет.
Вот так случайно, мне попалась в руки раритетная модель, дополнившая хоть немного мои знания о копиях АМО-Ф-15 казанского производства. Все же детское правило работает: «Коробки с подарками лучше открывать! А уж потом решать, что с ними делать!» Надеюсь мой товарищ, что сделал случайно мне такой подарок сильно не расстроится)) ведь в результате модель жива и в руках того, кто ее оценит))

Tags: АМО, Масштаб 1\43, Элекон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments